ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ СИСТЕМЫ АСУ-ВУЗ В УДМУРТСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ

А.А.Вотинцев, А.Н.Миронов

Удмуртский государственный университет, Ижевск

Тел.:(3412) 78-86-97,факс:(3412) 78-86-97, e-mail: mailto:man@uni.udm.ru,%20odk3@asu.uni.udm.ru

Автоматизация обработки учетно-экономической информации в университете сильно активизировалась с появлением персональных компьютеров примерно в 1990 г. Тогда была сделана первая задача - кадры. Сейчас их более 10 (штатное расписание, кадры, зарплата, абитуриент, студент, стипендия, бухгалтерия, учет материалов, учет основных средств, учет договоров платной формы...). Все они реализованы средствами СУБД Paradox (v. 3.5, 4.5, 5.0), работают в условиях ЛВС с сервером Novell NetWare. Организованы необходимые интерфейсы между задачами.

Применение такой архитектуры и технологии построения информационной системы привело к тупиковой ситуации примерно в 1997 г. Стало совершенно ясно, что каждое добавление в подобную систему новой задачи приводит к непропорциональному росту трудозатрат на обслуживание связей, возникающих с другими задачами, поддержанию актуальности денормализованных данных, резкому снижению надежности работы системы в целом.

Эта проблема сейчас успешно решается применением современных программных средств (Oracle SQL Server, Oracle WEB Application Server) и современных технологий проектирования информационных систем (Oracle Designer 2000).

Создание полноценной информационной системы масштаба предприятия сопряжено с большими материальными и трудозатратами. Как правило, этот процесс требует достаточно большого времени. Поэтому на этом этапе необходимо обеспечить единую информационную политику предприятия, что может выполнить команда состоящая из представителей администрации и технических специалистов.

Анализируя опыт работы с системой АСУ-ВУЗ в Удмуртском госуниверситете можно выделить следуюшие недоработки:
1) отсутствие целостного описания проекта;
2) реализация системы на технических средствах, не предназначенных для построения информационных систем масштаба предприятия;
3) кусочная реализация системы с выбором очередности по принципу "что горит - то и делаем";
4) недостаточность организационных мероприятий.

В середине 1998г. было принято решение о разработке новой версии АСУ-ВУЗ - для Oracle SQL Server. Инструмент разработки - Oracle Designer 2000. Разработаны модели данных для задач КАДРЫ, КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ. Выполнена полная разработка подсистем УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ., КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

С целью освоения современной технологии проектирования средствами Oracle Designer 2000 была реализована информационная система, модель данных которой описывается примерно 120 сущностями, функциональная модель - 400 бизнес-функциями. Была сгенерирована серверная модель, состоящая из 600 объектов базы данных, сгенерированы формы (150 шт.) и отчеты (100 шт.). Проект был выполнен командой из 4-х человек за год. Накопленный опыт позволяет более точно планировать работы над более сложными проектами, заранее учесть некоторые особенности применения Designer 2000 для построения информационных систем масштаба предприятия.



Copyright 2000 © Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса)